Помощь
Нашли ошибку?
X

Ваш Email (необязательно):
Я согласен с Политикой конфиденциальности
Загрузка
Идет отправка сообщения
Сообщение отправлено
Не заполнен текст сообщения!
 

Интеллектуальные активы бизнеса

Имущественные интеллектуальные права в составе нематериальных активов предприятий являются «золотовалютным запасом бизнеса». Эти права появляются только в отношении результатов интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана. Однако не каждому результату эту охрана предоставляется и не каждый результат может стать «интеллектуальным активом», им нужна «оправа» — надлежаще оформленные документы, подтверждающие наличие и использование интеллектуальной собственности без нарушения интеллектуальных прав.

ПБУ-14/2007 (правила бухгалтерского учета) эти требования устанавливают в совокупности с другими условиями учета объектов нематериальных активов — исключительных прав на интеллектуальную собственность. Соблюдение установленных требований позволяет наращивать имущественный комплекс предприятий в составе нематериальных активов и создавать наукоемкую высокотехнологичную продукцию с использованием интеллектуальной собственности, осуществлять коммерциализацию имущественных интеллектуальных прав и использовать льготы по НДС, диктовать условия адаптации, модификации, совершенствования и технического сопровождения «интеллектуальных продуктов», например, программ для ЭВМ и баз данных.

На рынке сложилась парадоксальная ситуация — желание заявить о своих имущественных интеллектуктуальных правах и «привилегиях» огромное, а навыков и необходимой документации, как правило, у правообладателей нет. Немудрено — патенты (правоустанавливающие документы) охватывают не более 15 % оборота интеллектуальной собственности и на программы для ЭВМ (весь ссоофтверный рыннок) не распространяются, а практикуемые свидетельства о регистрации программ для ЭВМ и баз данных правоустанавливающими документами не являются... каждый выходит из положения как может.

Например, программный комплекс «Финансовый риск-менеджер» (изготовитель ООО НВП «ИНЭК») создавался с участием специалистов по интеллектуальной собственности и «интеллектуальный актив» является легальным. Другой программный комплекс этого изготовителя — ПК «ОФО-БАНК» — перелицовка чужого результатов интеллектуальной деятельности без гарантий наличия и использования интеллектуальной собственности без нарушения интеллектуальных прав, то есть является особо рисковым программным продуктом с позиций применения льгот по НДС, учета (списания) затрат на его приобретение и претензий третьих лиц о несанкционированном использовании интеллектуальной собственности (нарушении интеллектуальных прав) — для наглядности на сайте www.finas.su можно загрузить декларацию соответствия от изготовителя и отчет об оценке соответствия в порядке объективной проверки заявлений и гарантий изготовителя. Даже сертификаты соответствия, выданные в системе сертификации ГОСТ Р, не помогают выдать желаемое за действительное — за свою небрежность расплачиваются покупатели и клиенты кредитных организаций.

Особого внимания заслуживает служебная интеллектуальная собственность. Ее «история болезни» не ограничивается служебным заданием работнику и статьей 1295 Гражданского кодекса РФ. Для легализации служебной интеллектуальной собственности правообладатель должен и заинтересован иметь «историю болезни» по каждому результату интеллектуальной деятельности и объекту нематериальных активов в комплекте технологической документации, стандартов и методических пособий серии «Интеллектуальная собственность и инновации»:

  • локальный нормативный акт «Организация интеллектуальной деятельности»;
  • договор трудовой (автора) на осуществление интеллектуальной деятельности;
  • локальный нормативный акт «Создание и оформление РИД (РНТД)»;
  • служебное задание должностному лицу на интеллектуальную деятельность;
  • отчет должностного лица о результатах интеллектуальной деятельности (РНТД);
  • спецификация результатов интеллектуальной деятельности (Спецификация РИД);
  • акт передачи работодателю РИД (в объективной форме ИС) и Спецификации РИД;
  • локальный нормативный акт «Оценка соответствия РИД (РНТД)»;
  • отчет об оценке соответствия и/или сертификации РИД (РНТД);
  • авторский договор или лицензионное соглашение с работником;
  • договор уступки (отчуждения) работодателю прав патентования РИД и РНТД;
  • локальный нормативный акт «Использование интеллектуальной собственности»;
  • локальный нормативный акт «Патентование служебных РИД и РНТД»;
  • локальный нормативный акт «Оформление и признание ноу-хау»;
  • локальный нормативный акт «Регистрация интеллектуальной собственности»;
  • локальный нормативный акт «Регистрация средств индивидуализации»;
  • локальный нормативный акт «Управление интеллектуальной собственностью»;
  • учетная политика по элементу «Нематериальные активы и расходы на НИОКР»;
  • локальный нормативный акт «Начисление авторского вознаграждения»;
  • локальный нормативный акт «Паспортизация объектов НМА (модификация)»;
  • локальный нормативный акт «Стоимость РИД/РНТД в затратах на НИОКР»;
  • локальный нормативный акт «Стоимость РИД/РНТД в цене договора подряда»;
  • локальный нормативный акт «Учет интеллектуальной собственности и РНТД»;
  • локальный нормативный акт «Учет нематериальных активов (затраты)»;
  • пакет первичных документов «Учет объектов НМА» (акты, накладные);
  • карточка учета объекта нематериальных активов с описанием модификаций;
  • паспорт модификаций интеллектуальной собственности (Паспорт ОИС);
  • декларация соответствия требованиям национальных стандартов РФ;
  • декларация соответствия интеллектуальной собственности и правообладателя;
  • договор отчуждения исключительного права на интеллектуальную собственность;
  • договор отчуждения исключительного права на промышленную собственность;
  • лицензия (разрешение) на использование интеллектуальной собственности;
  • лицензия (разрешение) на использование средств индивидуализации;
  • лицензия (разрешение) на модификацию интеллектуальной собственности;
  • локальный нормативный акт «Лицензионная политика и менеджмент качества»;
  • правоустанавливающие документы (патенты) и/или авторские свидетельства, сертификаты признания интеллектуальной собственности и профессиональные отчеты об оценке соответствия результатов интеллектуальной деятельности, потенциально охраноспособных технических и художественно-конструкторских решений, ноу-хау (секретов производства).

Документация должна сопровождать интеллектуальную собственность в период всего ее «жизненного цикла» — создание, оформление, признание, использование, модификация и адаптация, коммерциализация, «авторский» надзор и сопровождение, управление рисками и защита интеллектуальных прав, обращение взысканий по решению суда и т.д. Для различных задач предпринимательской и финансово-хозяйственной деятельности необходимый пакет документации может сокращаться или дополняться, но обязательно должен решать все задачи, вытекающие из наименований указанных выше документов.

Не нужно бояться трудностей — «поводырем» правообладателя может стать ассоциированная система менеджмента интеллектуальной собственности СМК РНТД, функционирующая по стандарту СТО.9001-08-2011 серии «Интеллектуальная собственность и инновации». При этом, «ширина зонтика» подбирается индивидуально в зависимости от предпринимательской и финансово-хозяйственной деятельности предприятий…

***

Дата: 17.05.2011
Статьи рубрики Для бизнеса
Бухгалтерия на аутсорсинге
Раздел справочника:   Для бизнеса
Дата: 21.06.2017

 Бухгалтерские услуги, осуществляемые не штатными сотрудниками, а специально для этого созданными компаниями — услуга на российском рынке довольно молодая. Еще совсем недавно основными заказчиками таких компаний были западные корпорации,  которые недостаточно хорошо ориентируются в тонкостях российского законодательства. Однако в последние несколько лет потребность в бухгалтерском аутсорсинге все чаще возникает у обычных российских компаний. Причина спроса на услуги внештатных бухгалтеров Основная причина этой тенденции — возрастающая конкуренция во многих сферах производства и торговли. В ужесточившихся условиях рынка требуется использовать все возможности для сокращения издержек. Аутсорсинг, позволяющий передать работу с бухгалтерской документацией профессионалам из специально созданных компаний, дает возможность не создавать лишних рабочих мест. Большинство компаний, заказывающих бухгалтерские услуги, относятся к малому и среднему бизнесу, где на счету каждая ставка, но и среди крупных организаций все больше тех, кто смог оценить удобство ведения бухгалтерии таким образом. Помимо уже упоминавшегося сокращения издержек, аутсорсинг позволяет обеспечить высочайший уровень оказания услуг. Ведь бухгалтерия сегодня это не только человек со ...

Как провести рекламную кампанию?
Раздел справочника:   Для бизнеса
Дата: 26.07.2010

Как провести рекламную кампанию? Любому руководителю рано или поздно приходится задумываться о рекламе. И перед ним сразу возникают вопросы. Довериться своей рекламной службе или обратиться в рекламное агентство? А если в агентство, то в какое? И как определить: сработает ли предложенная креативная идея и будет ли эффективной рекламная кампания? К сожалению, не на все вопросы можно дать однозначные ответы. Коснемся лишь основных проблем, с которыми сталкивается руководитель при принятии решения о проведении рекламной кампании. При чем рассмотрим их с двух сторон: рекламодателя и рекламиста... Сам себе креатор Рекламодатель. Есть руководители, которые считают себя креаторами, порой, даже не подозревая о существовании этого слова. В свое время они участвовали в художественной самодеятельности, играли в КВН или до сих пор пишут стихи. Плохого в этом для них самих, как личностей, ничего нет. Однако в этом случае рекламодатели считают, что написать статью, придумать название или слоган, сценарий акции или пресс-конференции они могут сами. Слава богу, что прошли ...

Почему за бухгалтерской консультацией стоит обратится в "нк — Гарант".
Раздел справочника:   Для бизнеса
Дата: 27.08.2020

Бухгалтерская консультация – востребованная услуга, необходимость в которой может возникнуть как у юридических лиц, так и у индивидуальных предпринимателей или частников. Бухгалтерия занимает чуть ли не главное место в экономической отрасли и охватывает большой спектр деятельности. Чтобы получить консультация бухгалтера, не обязательно тратить время на поиски надежных компаний. Достаточно обратиться в «НК-Гарант» и заказать комплексную услугу по выгодным ценам. Где заказать услуги бухгалтера? Доверять это ответственное дело следует профессионалам, которые не только имеют соответствующее образование, но и могут похвастаться богатым опытом в данной сфере. Специалист должен обладать обширными знаниями по ведению бухгалтерского учета и регулярно отслеживать изменения действующего законодательства. От таких, казалось бы, легких требований зависит качество оказываемых услуг, экономия финансовых ресурсов предприятия и довольство клиента. К примеру, консультация бухгалтера для ИП может проводиться в разовом порядке (заполнение деклараций, первичных или отчетных документов) или на постоянной основе. Выбирая второй вариант, клиент получает комплексное обслуживание и профессиональную консультацию на протяжении всего периода сделки. Сама же ...

Судебная практика по налоговым спорам
Раздел справочника:   Для бизнеса
Дата: 05.07.2011

  Судебная практика по налоговым спорам   У налогоплательщика и налогового органа понятия оплаты налогов абсолютно разные. Поэтому,когда дело рассматривается в суде, надо чётко понимать какие нормы применённые к вам урегулированы законодательством без двойного толкования,а какие не имеют чёткого применения. Именно на таких сомнительных правовых нормах можно отменить штрафы,излишне начисленные налоги,по основанию норм налогового кодекса,который трактует все неясности и неопределённости закона в пользу налогоплательщика. Таким образом первый этап работы с актом и решением налоговой инспекции можно обозначить ,как поиск норм закона попадающим под неопределённое толкование, и на этом основании строить защиту своей позиции в суде. Вторым этапом будет проверка первичных документов, не признанных налоговой, с целью исправления ошибок и описок ,что разрешено ПБУ по бухгалтерскому учёту. Третим этапом станет нахождение аргументов, разъяснений Арбитражного суда РФ,судебной практики , поддерживающие вашу позицию в суде. Все эти этапы должны быть проведены тщательно и с пониманием того,что мелочей не бывает. Надо доказывать не правильность выводом налоговой даже тогда,когда суммы спорная 20 ...

Объявления из категории «Бухгалтерия, аудит, консалтинг» (посмотреть все объявления)

Бизнес направления реализации светящейся краски для Вашего бизнеса

152 940  руб.
Регион: Азербайджан

Открываем торговое представительство по направлению сверкающих в темноте красок. Благодаря своему составу краска способна накапливать в себя свет и светиться в темное время суток до 8-12 часов в день. Предлагаем выгодные условия сотрудничества, каждый желающий может стать представителем и открыть собственный выгодный бизнес. Наше предприятие предлагает работу в таких ...
16.02.2015  16:56